Великий пост – это время перемен, время начала новой жизни. Этот особый период нужен для того, чтобы мы, оторвавшись от бесконечной житейской суеты, задумались об уже прожитом времени, подвели общие итоги наших поступков и могли примириться с Богом, с людьми и своей совестью. Примирение возможно, если искренне стремимся к исправлению, и, во многом, благодаря тем поступкам, которые мы готовы совершить «в противовес» совершенным грехам.
Что нужно делать, чтобы примириться с Богом?
Путь к Богу начинается с покаяния. Само слово покаяние – славянский перевод греческого слова «метанойя», буквально означающего «перемена образа мыслей». Т.е. покаяние, исповедь – это не только признание своей неправоты, но глубокое изменение отношения ко греху. Когда мы каемся, важно найти в себе силы встать лицом к лицу с Богом, поставить себя перед праведным судом Господа. В этом может помочь Слово Божие – Священное Писание. Хотя бы избранные места Писания нам следовало бы перечитывать как можно чаще. Прежде всего, Нагорную проповедь Христа (Мф. 5:3 – 7:27), которая показывает, как далеки мы от слова Спасителя. Его слова – это норма христианской жизни, дарованный нам образец, идеал. «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31). «Вы – свет мира… вы – соль земли» (Мф. 5:13-14).
Что самое важное для покаяния и исповеди?
Самое главное – желание стать другим, избавиться от прежних греховных пристрастий и поступков, вырваться из жизни во грехе к жизни в чистоте и святости. Исповедь – это возможность пересмотреть свою жизнь, а часто – и начать ее заново. Но это невозможно совершить только своими силами, поэтому очень важно просить помощи у Бога, молиться: «Господи, у меня нет
сил самому победить мои грехи. Ты, Господи, помоги мне в этом, ведь Ты видишь, как я желаю жить без греха!»
Как часто нужно исповедоваться?
Исповедаться лучше как можно чаще – многие опытные духовники советуют не реже, чем раз в месяц. Можно и чаще прибегать к Таинству покаяния. Важно, чтобы оно не было формальностью, чем-то «обрядовым», а стало действительно попыткой, шагом к тому, чтобы изменить свою жизнь.
Как быть, если мы забыли на исповеди сказать о тех или иных грехах?
На исповеди мы каемся и в том, что забыли те или иные грехи. Если мы не сознательно их опустили, то все они прощаются Богом. Священник читает молитву: «Господь и Бог наш Иисус Христос благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти, чадо, вся согрешения твоя…» Если я ежедневно буду каяться, провожая уходящий день молитвой, у меня не возникнет трудности, что говорить на исповеди. Всегда мы должны думать, что нам готовит предстоящий день, входя в него; и как мы его провели – провожая. Важно помнить, что в духовной жизни мы не стоим на месте. Идем вперед или назад, становимся лучше или хуже, приближаемся к Богу или удаляемся от Него.
Для чего нужен пост?
Важная составляющая поста, как духовного подвига, – телесное воздержание от определенной пищи. Во время многодневных постов, еженедельно в среду и пятницу, в дни, когда чувствуем необходимость сугубой молитвы, мы воздерживаемся от мясных, молочных продуктов, часто и рыбы, а также от вина. Соблюдение телесного поста помогает окрепнуть и духовно, и физически, достичь высот в духовной жизни. Строгий телесный пост могут не соблюдать болящие, пожилые и необеспеченные люди. Особая категория – военные, студенты и школьники. Воздержание от скоромного предназначено, в первую очередь, для людей здоровых. Но если кто-то из больных желает поститься, то должен посоветоваться со священником и врачом, определить меру возможного для него подвига.
Как давно люди начали соблюдать посты?
Во все Ветхозаветные времена звучит призыв к воздержанию, к посту. Еще сильнее этот призыв в Новом Завете. Пост – один из основных подвигов аскетической жизни. Постились все: пророки перед выходом на проповедь и служение, цари и простые люди в знак покаяния, прося помощи свыше и выражая любовь к Богу. Сам Иисус Христос начинает Свое общественное служение после Крещения и сорокадневного поста в пустыни. Спаситель призывал к посту, воздержанию и молитве. Евангелие повествует о случае, когда ученики Христа не смогли исцелить больного и спросили Мессию, почему так произошло. Господь им ответил: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). О том, что есть настоящий пост, свидетельствует ветхозаветный пророк Исаия: «Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его… и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают» (Ис. 58:4-7, 11). Уже тогда люди имели правильное понимание постного подвига. Пророк ясно указывает, какой пост угоден Богу, а какой удаляет от Него. Не угодно неядение непостной пищи, если оно «для ссор и распрей, и для того, чтобы дерзкою рукою бить других». Ведь время воздержания дано нам для того, чтобы «одеть нагого, накормить голодного, разделить хлеб свой с ближними». Пост – это время, когда мы должны особо старательно учиться отдавать, жертвовать собой ради других людей. Каждый пост готовит нас к празднику. Великий пост – к Страстной седмице и Воскресению из мертвых Иисуса Христа, Рождественский – ко встрече Рождества Христова, Успенский – к празднику Успения Пресвятой Богородицы, апостолов Петра и Павла – к почтению трудов великих проповедников, к стремлению следовать им в просветительском служении. То есть, каждый пост готовит нас ко встрече со Христом.
Можно ли работать в интернете и смотреть телевизор во время поста?
На это можно смотреть с разных сторон. Если необходимо в эти дни работать в интернете – Бог в помощь. Если существенной нужды в этом нет, и найдете возможность не обращаться к интернету – еще лучше. Знаю людей, которые отказываются от просмотра телепередач во время поста или смотрят только православные каналы. Главное, чтобы в семье, если ваши близкие хотят смотреть те или иные полезные программы, был мир. Если выключенный телевизор становится источником ссор и вражды, то это плохо. Ведь пост и все духовные подвиги совершаются ради моего очищения и соединения с Богом в Причастии. Важно, что, прежде всего, – моего очищения, а не исправления моих близких.
О Таинстве Причастия
Таинство Причастия, или Евхаристия, было установлено Самим Спасителем на Тайной Вечери. Иисус Христос преломил хлеб и раздал Своим ученикам, говоря: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). Потом Он взял в руки чашу с вином, подал им и сказал: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк. 22:20). Первые христиане, по заповеди Спасителя, собирались для преломления хлеба и вкушения вина в воспоминание о страданиях, смерти и Воскресении Иисуса Христа. Очень часто это происходило тайно, ночью. Именно эти вечери любви, когда последователи Христовы соборно молились и причащались Святых Таин стали основой жизни всей христианской Церкви. Со временем соборная молитва обрела прекрасные формы, и ныне мы имеем чинопоследование Литургии, как выражение сугубого молитвенного подвига святых. И, приходя на Литургию, можем, пусть в малой мере, но все же, каждый лично прикоснуться к этому бесценному опыту богообщения, выраженному в словах молитвословий, действиях священнослужителей. Даже в самые тяжелые времена в Церкви не перестаёт совершаться Божественная литургия, Таинство Евхаристии. И мы верим, что каждый раз совершаемое Таинство Причастия –
это та самая Евхаристия, та самая Тайная Вечеря, которую совершил Спаситель в кругу Своих учеников. В Святом Таинстве Причастия происходит некое онтологическое изменение всего нашего человеческого естества. Причащаясь, мы реально соединяемся с Богом. Причащаясь, мы принимаем в себя Тело и Кровь Христа, Самого Бога, ставшего Человеком. Мы становимся единокровными Ему!
Что делать, чтобы достойно причаститься?
Готовиться, готовиться, готовиться. Зная, что нет ни одного человека, который был бы достоин Святых Христовых Таин. Нет людей, которые могли бы «заслужено» приступать ко Причастию. Об этом говорит Слово Божие, это опыт поколений святых, об этом свидетельствует вся история человечества… Что говорится в молитве перед принятием Причастия? В ней каждый человек исповедует, что он является первым из грешников: «…от нихже первый есмь аз». Знаем об этом, но подходим ко Причастию, сознавая своё недостоинство. Идем и просим Бога, чтобы Причастие не было «в суд и во осуждение». Несмотря на нашу немощь, готовиться ко Причастию необходимо, стараясь жить по Заповедям Спасителя, следуя Его смиренной, самоотверженной любви. Хорошо, если сможем жить от Причастия до Причастия, восходя, как бы по ступеням духовным, от силы к силе, и стремясь сохранить благодать Таинства, не растеряв святой дар в житейской суете или неподобающих христианину поступках. Причастие должно быть всегда началом новой жизни, все более светлой, все более чистой. Святой.
Как часто следует причащаться?
В Древней Церкви все верные причащались за каждой вечерей любви, наследницей которой является Литургия. Христиане первых веков неотступно собирались на Литургию именно для Причастия. Церковные правила призывают нас не уклоняться от Причастия без серьезной к тому причины. Готовясь к принятию Святых Таин Тела и Крови Христовых очень важно попросить прощения у всех, кого мы могли обидеть. Спаситель сказал: «Прежде помирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой к жертвеннику» (Мф. 5:24). Также
необходимо исповедать грехи в Таинстве покаяния и сугубо помолиться, исполнив правило ко Святому Причащению. Молитвы ко Святому Причащению показывают нам, в чем смысл Причастия, и с каким вниманием должны подходить к этому Таинству. Помоги Бог каждому осознать величие Святого Таинства, усердно подготовиться и трепетно приступить ко Причастию.
Епископ Орский и Гайский Ириней